«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.В.Сухомлинский.
Развивать творческие навыки детей можно по-разному, в том числе используя художественное конструирование (дизайн) и различные материалы.
В настоящее время большое внимание уделяется новому направлению художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
В настоящее время большое внимание уделяется новому направлению художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Что такое «ДИЗАЙН»?
Дизайн – художественное проектирование различных изделий, обладающих функциональными и эстетическими свойствами. В дизайне важно не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка. Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если это изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность. Первая выражается через конструкцию, вторая – через художественную форму, но они не разделимы.
Значит, главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.
Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.
С детьми можно заниматься разными видами дизайна.
Это:
Это:
- книжный дизайн (конструирование, аппликации, декоративное рисование, шрифт);
- театральный дизайн (папье-маше, декоративно-оформительская деятельность, конструирование из мягких материалов);
- Украшение интерьера (предметно-декоративный дизайн):
1 - «Волшебный мир природы» (изделия из сухих листьев, цветов, шишек, круп и др.).
2 - «Чудо бумага» (изделия из различных видов бумаги, картона).
3 - «Здания. Шляпы» (изделия из бросового материала) и многое другое.
Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.
Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.
Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.
Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.
Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном.
Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Мои воспитанники – стали активными участниками конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Мои воспитанники – стали активными участниками конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Учет возрастных особенностей обучающихся
Для детей старшего дошкольного возраста основными видами деятельности является игра, конструирование, отображение виденного в рисунке. Игры в этом возрасте приобретают более совершенные формы, становятся развивающими и существенно влияют на развитие детей. Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели.
Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие же возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении поощрения за это.
Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует, обращаю внимание на то, что воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными.
Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие же возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении поощрения за это.
Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует, обращаю внимание на то, что воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными.
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается механической памяти. Поэтому создаю задания таким образом, чтобы они были понятны для восприятия, занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии.
Постепенно усложняя задания, стараюсь создать желание двигаться вперед, не боясь неудач. Ведь каждая работа требует устойчивого внимания и труда.
Постепенно усложняя задания, стараюсь создать желание двигаться вперед, не боясь неудач. Ведь каждая работа требует устойчивого внимания и труда.
Вы правы, Лидия,с детьми надо заниматься творчеством, рядом с ними мы живем активней.Как прекрасно, когда есть рядом такой наставник как вы! Удачи вам!
ОтветитьУдалитьСпасибо , Наталья, за отзыв. Будем стараться!
УдалитьЖелаю успехов и много посетителей на Вашем блоге. Очень нужная тематика.
ОтветитьУдалитьБлагодарю!
Удалить